Цицерон заметил, что споры между древними философами, особенно между стоиками и академиками, были основаны большей частью лишь на двусмысленности слов, потому что стоики, желая возвысить себя, употребляли термины из этики не в том смысле, в каком их было принято употреблять. Это внушало мысль, что их этика является гораздо более суровой и более совершенной, хотя на самом деле все ее совершенство заключалось только в словах. Ибо мудрец стоиков наслаждался всеми житейскими благами не меньше, чем философы других школ, которые, казалось бы, придерживались менее строгих правил, и точно так же избегал всякого зла и всякого беспокойства, с тою лишь разницей, что если другие философы пользовались обычными словами «благо» и «зло», то стоики, предаваясь удовольствиям, называли их не благами, а предпочтительными вещами, προηγμένα, и, избегая зла, не называли его злом, а говорили только о нежелательных вещах, αποπροηγμενα. Итак, это весьма полезный совет — прекращать всякие споры ... Арно А., Лансло Кл., "Логика или искусство мыслить" (Логика Пор-Рояля)
понедельник, 9 декабря 2019 г.
Стоики и Академики
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий