... логика есть учение о речи. Предмет логики — словесные знаки (звуки, слоги, слова, предложения) и то, что этими знаками обозначается (понятия, суждения, умозаключения, или выводы). Предмет логики — «логос». Он один и тот же, независимо от того, заключен ли он внутри сознания или обнаружился как внешнее словесное выражение.
Знак представляет интерес только как символ того, что этим знаком обозначается. В свою очередь, интерес к обозначаемому зависит от отношения его к чему-нибудь существующему, данному.
Словесный знак — звуковое образование, а обозначаемое — представление. Но представление всегда относится к чему-нибудь, существующему в самой природе вещей и притом независимо от этого представления. Исходный пункт логики — представление и отношение представления к чему-нибудь данному в природе. Все существующее есть тело, качество тела, движение тела, отношение тела и может стать предметом нашего представления только посредством чувственного восприятия. Чувственное представление — первый и основной из всех видов представления. Два условия определяют истинность всех наших представлений:
1) способ, каким они выводятся из чувственных представлений, и
2) свойства самих этих представлений.
Существует ли критерий, посредством которого было бы возможно отличить чувственное представление, точно отражающее предмет, от представления, не способного к такому отличию? Такой критерий, утверждают стоики, существует. Чтобы избежать согласия с чувственными представлениями, неспособными к верному отражению предмета, человеку необходимо убедиться:
1) в здравом ли состоянии его ум;
2) в здравом ли состоянии орган чувств, обусловливающий восприятие предмета;
3) соответствует ли восприятию пространственное удаление предмет» и положение, занимаемое предметом относительно органа чувств;
4) достаточное ли время длился процесс восприятия;
5) было ли само воспринимание настолько тщательно, что могли быть восприняты все качества предмета;
6) не нарушает ли нормальных условий восприятия среда, находящаяся между предметом и органом чувств;
7) подтверждается ли первое впечатление повторными восприятиями — своими или чужими.
Если всесторонняя проверка по всем названным пунктам приведет к выводу, что восприятие адекватно отражает свой предмет, то такое представление называется «схватывающим», или «каталептическим». Такое — «каталептическое» — представление и есть критерий познания.
http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus/9.htm
1) способ, каким они выводятся из чувственных представлений, и
2) свойства самих этих представлений.
Существует ли критерий, посредством которого было бы возможно отличить чувственное представление, точно отражающее предмет, от представления, не способного к такому отличию? Такой критерий, утверждают стоики, существует. Чтобы избежать согласия с чувственными представлениями, неспособными к верному отражению предмета, человеку необходимо убедиться:
1) в здравом ли состоянии его ум;
2) в здравом ли состоянии орган чувств, обусловливающий восприятие предмета;
3) соответствует ли восприятию пространственное удаление предмет» и положение, занимаемое предметом относительно органа чувств;
4) достаточное ли время длился процесс восприятия;
5) было ли само воспринимание настолько тщательно, что могли быть восприняты все качества предмета;
6) не нарушает ли нормальных условий восприятия среда, находящаяся между предметом и органом чувств;
7) подтверждается ли первое впечатление повторными восприятиями — своими или чужими.
Если всесторонняя проверка по всем названным пунктам приведет к выводу, что восприятие адекватно отражает свой предмет, то такое представление называется «схватывающим», или «каталептическим». Такое — «каталептическое» — представление и есть критерий познания.
http://www.sno.pro1.ru/lib/asmus/9.htm
Римский стоицизм
ОтветитьУдалитьhttps://iphras.ru/uplfile/root/biblio/em/em_16_1/31%E2%80%9345.pdf